Новости
Техосмотр 2024: Что нового ждет украинских водителей?
Вступление в Европейский Союз – это стратегическая цель Украины, которая требует тщательной подготовки. Правительство Украины уже разработало и утвердило план мероприятий по имплементации норм и правил ЕС в разных сферах жизни на 2024 год. Одним из ключевых аспектов этого процесса является внедрение обязательного технического осмотра транспортных средств в соответствии с Директивой 2014/45/ЕС.
Директива №2014/45/ЕС предусматривает установление требований к режиму периодических технических испытаний транспортных средств, используемых на дорогах общего пользования. Пункты 1797, 1798, 1800 этого документа раскрывают следующие вопросы обязательного технического осмотра:
- механизм проведения ТО – периодичность осмотров, система регулирования со стороны государства, перечень подлежащих осмотру систем и компонентов, а также требований к оборудованию и квалификации инспекторов;
- обучение и тестирование экспертов – устанавливает минимальные требования к программам обучения и экзаменам для экспертов, проводящих технический осмотр;
- порядок работы учебных центров – определяет минимальные требования к материально-технической базе и персоналу учебных центров, которые готовят экспертов по техосмотру.
Обязательный техосмотр будет применяться ко всем колесным транспортным средствам, зарегистрированным в Украине, независимо от того, будут ли они пересекать границу со странами ЕС или нет. Внедрение техосмотра – это не только требование ЕС, но и общеевропейская практика. Ни в одной стране ЕС невозможно зарегистрировать и эксплуатировать транспортное средство без прохождения технического осмотра.
В течение 2024 года на основе положений Директивы 2014/45/ЕС будет разработан законопроект, унифицирующий правила техосмотра с европейскими стандартами и ставший еще одним необходимым шагом Украины на пути к членству в ЕС.
Лаборатории технического контроля или кто будет уполномочен предоставлять услуги техосмотра
Требования к проводимым ТО субъектам отличаются в зависимости от страны ЕС. В некоторых странах на проведение технического контроля уполномочены как независимые экспертные организации, так и государственные органы, например, полиция или органы дорожного движения.
Впрочем, список субъектов, которые могут проводить ТО в Украине, постоянно расширяется. Согласно Директиве № 2014/45/ЕС, чтобы получить право на проверку автомобилей, специализированные станции технического осмотра должны отвечать таким критериям, как:
- аккредитация – необходимо пройти комиссию по современным евростандартам ISO/IEC 17020 и ISO/IEC 17025;
- квалифицированный персонал – выполнение работ осуществляют специалисты, прошедшие подготовку и имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную сертификатами и/или свидетельствами.
- оборудование – в арсенале испытательных лабораторий должно быть откалиброванное оборудование и стенды для техосмотра.
Окончательный вариант законопроекта об обязательном техническом осмотре всех автомобилей еще не обнародован. ТО по новым правилам в Украине, вероятно, будут проводить частные компании, которые отвечают всем вышеупомянутым пунктам, а также уже сейчас имеют всю необходимую инфраструктуру и персонал для работы согласно новым евростандартам.
Базовый перечень элементов и систем авто для обязательного технического осмотра
Обязательный ТО транспортных средств в Украине, который будет введен согласно Директиве № 2014/45/ЕС, предусматривает тщательную проверку состояния этих транспортных средств. Во время ТО специалисты детально проанализируют системы и компоненты, такие как: тормозную систему, систему рулевого управления, светового оборудования, осей, колес, шин, подвески, шасси и ходовой части.
Автомобили будут проверять по действующим на момент их выпуска стандартам. Недостатки, выявляемые во время периодической технической проверки ТС, классифицируются как:
- незначительные;
- значительные;
- опасные.
При выявлении значительных и опасных недостатков периодическая техническая проверка считается не пройденной.
Сроки проведения обязательного техосмотра и категории транспортных средств
Директива ЕС определяет минимальные сроки проведения обязательного техосмотра транспортных средств. Новые автомобили должны проходить ТО впервые спустя 4 года после первой рег истрации. Для всех остальных транспортных средств ТО проводится каждые 2 года. Страны-члены ЕС имеют право устанавливать другие регулярные сроки проведения ТО. К примеру, в Польше частные легковушки проверяют каждый год. В Украине же окончательное решение о сроках прохождения техосмотра будет принято правительством, так что они могут отличаться от стран ЕС.
Все авто категории М1, зарегистрированные за юридическими лицами, подлежат обязательному техническому контролю (ОТК) в соответствии с Постановлением КМУ №137 от 30 января 2012 года. «Об утверждении Порядка проведения обязательного технического контроля и объемов проверки технического состояния транспортных средств, технического описания и образца протокола проверки технического состояния транспортного средства». Таким образом, легковые, микроавтобусы и грузовики с максимальной разрешенной массой до 3,5 тонн, зарегистрированные на компанию, должны пройти ОТК. Невыполнение требований по ОТК является нарушением Правил дорожного движения и может привести к штрафу.
Штрафные санкции и наказание за непройденный ОТК
Действующее законодательство, в частности, Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение правил ТО. Водитель, управляющий транспортным средством, подлежащий обязательному техническому контролю, но не прошедший его вовремя, будет оштрафован в размере двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. (ч. 3 ст. 121 КУоАП)
За повторное совершение в течение года любого нарушения, приведенного в ч.1-3 настоящей статьи, размер штрафа колеблется от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с лишением права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев или даже административный арест сроком от пяти до десяти суток (ч. 4 ст. 121 КУоАП).
Чтобы избежать штрафа, своевременно проходите ОТК, следите за обновленной информацией и пользуйтесь услугами только аккредитованных испытательных центров, среди которых и наш «ОТК — Сервис». Испытательные лаборатории «ОТК — Сервис» гарантируют качество, доступность и скорость обслуживания. После прохождения техосмотра по запросу выдается владельцу транспортного средства бумажный протокол. Он содержит QR-код к электронному протоколу техосмотра, который можно когда-либо посмотреть онлайн. Мы и дальше будем информировать об изменениях, касающихся техосмотра в Украине.
Запишитесь на ОТК уже сейчас!
Читать далее
Изменение правил грузоперевозок с ЕС
Теперь для выполнения перевозок в соответствии с Соглашением о либерализации грузовых перевозок с Европейским Союзом необходимо: Украинским перевозчикам достаточно иметь на борту грузовика выписку...
Техосмотр 2024: Что нового ждет украинских водителей?
Вступление в Европейский Союз – это стратегическая цель Украины, которая требует тщательной подготовки. Правительство Украины уже разработало и утвердило план мероприятий по имплементации норм и прав...